Патриарший дворец с церковью Двенадцати Апостолов

дата публикации: 03.03.2012

Мы работаем в Московском Кремле с 1992 года. За это время реставрационные работы приходилось вести практически на всех объектах музея-заповедника, а также на некоторых объектах комендатуры Московского Кремля.

Далее вкратце описан процесс выполнения реставрационных работ по барабанам, главам, крестам и белокаменному цоколю Патриаршего дворца с церковью Двенадцати Апостолов, проводившихся нами в 2007-2008г.г.

На этом очередной этап реставрации памятника завершился.

Немного истории.

Единственная в Москве церковь Двенадцати Апостолов вместе с примыкающими с западного фасада Патриаршими палатами была построена по приказу патриарха Никона в 1635-1656 гг. и под руководством Антипа Константинова. Работы вели ярославские каменщики во главе с Тарасом Тимофеевым и Зиновием Остафьевым1 . Освященный во имя св. Филиппа пятиглавый собор на высоком подклете служил образцом византийской крестово-купольной архитектуры, в пользу которой Никоном было запрещено шатровое строительство. Белокаменный декор свидетельствует и об обращении зодчих к владимиро-суздальским образцам. Под декоративными главами закрытые хоры, соединяющие церковное пространство с жилыми покоями патриарха, находившимися на третьем этаже палат. Служба отправлялась только черным духовенством.

С середины XVII века интерьеры и внешний вид церкви неоднократно менялись. В 1673 г. была заложена одна из проездных арок, ведущих на Соборную площадь и Патриарший двор. В 1680-1681 гг. церковь лишилась с южной стороны галереи и лестницы-схода, ведущей к Успенскому собору, зато с северной стороны обзавелась открытой галереей-папертью, украшенной ширинками и полихромными изразцами. По приказу патриарха Иоакима, сменившего опального Никона и фактически заканчивавшего строительство, храм во имя Св. Филиппа переосвящен в Двенадцать апостолов.

Серьезной перестройке церковь с палатами подверглась в 1723-1724 гг. в связи с размещением в Патриаршем дворце Синодальной конторы. В создании несохранившегося иконостаса участвовали Иван Гусятников и Иван Рефусицкий.

В 1820 г. были выделены средства на проведение реставрационных работ2 . В 50-х гг. XIX в. в ремонте и отделке церкви участвовал Н.И.Чичагов.

Рисунок 1. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I Кремль и Китай-город. М., 1883.

В 1917 году во время обстрела Кремля церковь серьезно пострадала: «Изборожденная снарядами, изрытая, развороченная восточная часть зияет дырами, пропастями и трещинами, она производит впечатление живой развалины, которая держится каким-то чудом», - писал епископ Нестор Камчатский3 .

Рисунок 2 National Geographic №11, 1918 г. Источник http://www.oldmos.ru/

Во время реставрации 20-х гг. прошлого века церковь была восстановлена в архитектурных формах XVII в.: возвращены проездные арки, раскрыты остатки настенной живописи в центральном барабане, раскрыта галерея с северной стороны. Реставрация конца 70-х-80-х гг. касалась центрального иконостаса, перенесенного после 1929 г. из Вознесенского собора, и икон, представленных в экспозиции.

В конце июня 2007г. мы начали монтаж усиленных лесов над главами и крестами церкви. Причем, чтобы не закрывать фасады памятника для посетителей Московского Кремля, было принято решение смонтировать сложные леса прямо с кровли. А учитывая то, что на завершающем этапе предстояло провести позолотные работы, при монтаже лесов создавались замкнутые объемы с последующим устройством тепляков.

Одновременно началось обследование барабанов для выявления мест утраты обмазки, а также обследование глав, крестов и подкрестных яблок.

При обследовании барабанов были выявлены обширные разрушенные участки. Лицевую поверхность кирпича в местах утрат расчистили, укрепили и докомпоновали специальным составом; также выполнили расшивку и зачеканку швов известковым составом.

После высыхания компоновочного раствора была произведена обмазка барабанов сложным известковым раствором. Затем - окраска известковым составом белого цвета.

На заключительном этапе поверхности барабанов обработали гидрофобизатором.

К середине октября все работы с «мокрыми» процессами были завершены.

Одновременно с реставрацией кладки барабанов по рабочим чертежам ГУП ЦНРПМ были изготовлены столярные заполнения окон из лиственницы с двухкамерными стеклопакетами. После их установки швы зачеканили паклей с известью и обмазали известковым раствором. Затем поставили медные отливы.

В процессе работ архитекторами из ЦНРПМ были обнаружены и раскрыты древние оконные проемы.

Также выяснилось, что западные барабаны изначально возводились как изолированные объемы, не связанные с интерьером и имеющие отдельные входы с чердака.

Со стороны чердака раскрыты хорошо сохранившиеся оконные проемы.

Внутри юго-западного барабана сохранились первоначальные деревянные леса XVII века.

Купола церкви окрыты листовой медью (соединение листов - фальцевое). Их венчают подкрестные яблоки, к которым крепятся основания листов.

В результате обследования глав дефектов медного покрытия не обнаружилось. Позолота крестов в удовлетворительном состоянии. Но на четырех из пяти глав было выявлено значительное повреждение окрасочного слоя и, соответственно, ухудшение его декоративных свойств.

С глав удалили старое окрасочное покрытие (лак с алюминиевой пудрой). Затем медную поверхность обезжирили, прогрунтовали и окрасили в серебристый цвет. После высыхания краски поверхность покрыли специальным лаком. Таким же образом были окрашены многозвенные стальные растяжки крестов.

Состояние покрытия пятой - северо-западной - главы (комбинированное алюминиевое, выполненное электродуговым способом в 1997г.) при обследовании было признано удовлетворительным, поэтому его замена не производилась.

Подкрестные яблоки и конусы глав, выполненные в 1960-х годах из бетона с каркасом из арматуры, находились в неудовлетворительном состоянии: на них обнаружились многочисленные трещины, сколы в бетоне и коррозия арматуры.

Поврежденные участки бетона были удалены, обнаженная арматура очищена от коррозии и защищена специальным покрытием. После этого на утраченных участках бетона произвели докомпоновки составом фирмы «MAPEI», предназначенным для реставрации бетонных изделий. Для защиты отреставрированных шаров их окрыли медью. На медную поверхность нанесли покрытие из сусального золота с применением специальных технологий позолотных работ.

Все работы по позолоте выполнялись в ранее построенных тепляках для поддержания температуры +180С в течение сорока дней.

Параллельно с работами по главам и барабанам проводилась реставрация белокаменного цоколя, который к моменту начала работ был сильно разрушен, подвержен биологическому поражению и солевым разрушениям, местами покрыт мхом и лишайником.

В первую очередь, все поверхности цоколя, имеющие биопоражения и загрязнения, очистили и обработали специальным биоцидным составом.

Расчистка белого камня до прочного основания производилась ручным способом, после чего было выполнено его укрепление специальным составом.

Сильно деструктированные блоки удалили и на известковом растворе установили новые. Сколы и каверны оставшихся блоков докомпоновали.

Реставрацию цоколя мы закончили к середине октября 2007г. К этому же времени были готовы барабаны и главы церкви, за исключением золочения подкрестных яблок и конусов, окончательно завершенного к концу декабря.

В январе-феврале следующего года были демонтированы леса, разобрана стройплощадка и вывезен строительный мусор.

1 № Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века. - М., 2008, - с.334-335

2Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. А.С.Щенкова. М., 2002. - с.85

3Еп. Нестор Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1995.

При перепечатке (или любом ином использованиии) материалов, опубликованных на сайте, активная ссылка на оригинальную страницу сайта обязательна.
ЗАО ЭФА + реставрация, реконструкция, строительство и проектирование зданий, памятников культуры и церковного зодчества.